Металлические ворота появляются в арочных проездах зданий Петербурга в конце 1830-х годов. Происходит это, во-первых, по сугубо утилитарным соображениям – ведь металл существенно прочнее и долговечнее дерева. А во-вторых сталь и чугун дают практически неограниченный простор для архитектурной мысли.
Появление металлических ворот приходится на время становления в русской архитектура нового стилистического направления – эклектики. Его расцвет приходится на вторую половину XIX века. Термин «эклектика», восходит к греческому слову ἐκλέγω – «выбираю». Это наилучшим образом характеризует стиль – в произведениях сочетались различные исторические направления в изобразительном искусстве. Результатом такого подхода явилось появление большого числа ретростилей – неоготика, необарокко, неоренессанс и др.
Тема неоготики стала осваиваться одной из первых. И металл здесь играл одну из ведущих ролей. Готические мотивы использовались в многочисленных решетках, ограждениях, лестницах. Отразилась готическая тема и в воротах петербургских зданий – например, во въездных воротах в дом по адресу наб. р. Мойки 81.
Яркий мавританский стиль также нашел свое место на улицах города. В качестве примеров можно привести дом Мурузи (Литейный пр., 24). Ворота, выходящие на ул. Пестеля, выполнены сообразно андалусским фасадам дома. В центре и вверху створок помещены декоративные композиции из переплетенных растений, а в горизонтальном поясе между ними — надпись арабской вязью, несколько разряжающая перенасыщенную центральную часть ворот.
Во второй половине XIX века среди зодчих России шел активный процесс поиска национальных архитектурных форм. Наиболее значимым зданием «русского стиля» стал доходный дом Басина на пл. Островского. В решениях фасадов использованы мотивы допетровского русского зодчества, а также темы вышивки и резьбы по дереву. Все эти детали нашли свое отражение и в металлических конструкциях дома – решетках и воротах
Тематику русского фольклора использовал в своем здании «Русской сказки» на Колокольном переулке архитектор Никонов. Яркие сказочные мотивы отразились и в рисунке въездных ворота, выкрашенных в несколько необычный для Петербурга зеленый цвет. Впрочем, и сам дом до сих пор поражает буйством красок, по праву оставаясь одним из ярчайших представителей «Русского стиля».
Начиная с 50-х годов XIX века, на волне индустриального подъема, вместе с ростом жилого и промышленного строительства, растет и спрос на металлические конструкции и декоративные изделия из стали и чугуна. В этот период в Петербурге появляются десятки слесарно-кузнечных заводов и мастерских. Крупнейшими заводами тех лет были литейный и механических завод Сан-Галли и художественно-строительный завод Винклера.
Уход в узкую специализацию удешевил производство ворот, и они стали доступны большинству домовладельцев. Стали появляться первые каталоги металлических ворот. Похожие или даже совершенно одинаковые ворота в разных петербургских домах стали появляться довольно часто. В качестве примера можно привести одинаковые ворота в домах на Литейном пр., 34 и ул. Жуковского, 15, на 5-ой Советской, 11 и ул. Марата, 17. И таких примеров по городу очень и очень много.
Также одной из характерных черт периода стали металлические ворота, повторяющие архитектурные решения, свойственные деревянным воротам. Особенно это заметно на воротах с глухими створками. Так, например, створки ворота дома №8 по Итальянской улице полностью повторяют построение филенчатых деревянных ворот конца XVIII века. А композиция ворот на 10-й линий, 19 представляют собой классическое разбиение плоскости створок на шесть прямоугольников, аналогично филенкам деревянных полотен. Полукруглая фрамуга, распложенная над створками, только усиливает сходство с деревянной дверью.
Однако, несмотря на всю претенциозность петербургской архитектуры, распространение получают простые ритмические композиции из повторяющихся элементов – прутьев, колец, волют. Изготовление таких ворот было простым и сравнительном недорогим, что делало их доступным для большего количество домовладельцев. Использование отдельных готовых декоративных элементов (например, S-образных волют, различных колец) по модульному принципу, позволило разнообразить внешний вид створок, без существенного удорожания производства. Именно такие ворота и стали «лицом арок» города. Подобные рисунки используются и в по сей день при реставрации и новом строительстве в центре города и ближайшим к нему районам.
Если же вернуться к «высокой архитектуре», то с повсеместным появление металлических ворот, перед архитекторами встала проблема компоновки створки с калиткой. Ведь иногда получалось, что хорошо выстроенную композицию безжалостно перечеркивал прямоугольный контур калитки. Эту проблему решили использованием композиций с большим кольцом в середине створки. Кольцо по ширине равнялось калитке и его верх и являлся верхней частью проема. Такая композиция воротных створок оказалось настолько удачной, что ее неоднократно использовали в воротных заполнениях множества петербургских зданий. Подобное композиционное решение было использовано архитектором Таманским при создании ворот Арсенала (Музей Артиллерии).
В качестве завершения обзора эпохи эклектики, стоит отметить шикарные ворота особняка Нейгардта на Захарьевской ул., 31. Эти ворота со всеми их декоративными элементами можно с уверенностью назвать «самыми эклектичными воротами Петербурга».
В конце XIХ века в архитектуру врывается стиль модерн, оставивший не очень объемный, но чрезвычайно яркий след. Одним их самых запоминающихся произведений искусства в металле эпохи модерна по праву можно считать ограду и ворота Михайловского сада. А в качестве примера самого полного представления об использовании металла в том стиле следует отметить особняк М. Кшесинской на Кронверкском пр., 1.
После революции, начиная с 20-х годов, Петербург возобновляет большое строительство. Ведущим направлением этих лет становится конструктивизм с девизом – «одной функции – одна форма». Функционализм в дизайне ворот тех лет подразумевал использования ограниченного количества простейших форм – ромбов, колец, крестов. Ворота Первого жилого дома Ленсовета на наб. р. Карповки, 13 дают самое полное представление об эстетике конструктивизма.
На смену конструктивизму пришел яркий и помпезный «советский ампир», который в эстетике опирался на классическую петербургскую архитектуру XVIII – XIX веков. Большие подъездные арки, высотой в 2-3 этажа, перекрываются стальными воротами, в композиции которых варьируются темы металлических оград времен царского ампира. Такие ворота встречаются на проспекте Стачек и Московском проспекте – главных улицах советской неоклассики.
В середине XX века «советский ампир» в одночасье уходит в прошлое, уступая место максимально упрощенным архитектурным формам. Ворота теперь представляют собой просто набор стальных стержней. Концепция «открытых пространств», которую стали исповедовать ленинградские градостроители 60-х, привела к тому, что в городе было демонтировано большое количество металлического декора. Те ворота, что избежали участи быть отправленными на свалку, потихоньку разваливались без реставрации. Только в конце 80-х было принято решение о восстановлении металлического декора Ленинграда. В рамках этой программы были восстановлено множество исторических ворот по оригинальным чертежам.
В современном градостроительстве в Санкт-Петербурге металлическим воротам отводится в большей степени утилитарная роль и их декоративное оформление либо максимально упрощается, либо приводится в соответствие с архитектурными концепциями окружения.
Однако удешевление производства и материалов сделало доступными широкой публике множество художественных опций. Эксперименты с оформлением ворот переехали в загородное строительство, и там можно встретить широчайшее разнообразие стилей – от простых ритмичных форма, до сложных модерновых орнаментов, от практических барочных рисунков до нарочито грубого стиля лофт. Единственное, что остается неизменным – это безоговорочное доверие к металлу, как к универсальному, недорогому и качественному материалу, который позволяет воплотить любые художественные фантазии в реальность.